Перевести страницу

Реус: любовь с первого шага

– Испания – культурная парадигма, образцовая модель архитектурной мекки. Мадрид, Барселона, Фигейрас… Гауди, Дали, Миро… Культурных ассоциаций много, но для архитектора есть в Испании места, открывающиеся неожиданно. Так наряду с любимыми европейскими столицами – Веной, Санкт-Петербургом, Прагой – маленький испанский городок Реус занял место в моей душе, заболевшей архитектурой много лет назад.



Хотя это сейчас Реус – полузабытый городок с населением чуть более ста тысяч человек, где жизнь, кажется, замерла полтора столетия назад. А Реус XIX века – это второй по величине город в Каталонии и один из ведущих коммерческих центров южной Европы.


Вместе с Лондоном и Парижем он образовывал биржевой «золотой треугольник», диктуя цены на алкоголь и оливковое масло. Именно на этих акциях выросла изумительная архитектура Реуса: негоцианты вкладывали серьезные средства в постройки прекрасных домов расцветавшего тогда модерна.


Аrt nouveau во Франции, Liberty style в Америке, Jugendstil в Германии, Sezession в Австрии – под разными именами этот стиль остается одинаково прекрасным в любой европейской стране. А в этой части Испании появился даже свой местный стилистический образчик – каталонский модерн. Непревзойденное и самое яркое его проявление – Антонио Гауди, гений которого мало умещается в рамки стиля.


Строго говоря, модерн – это не стиль, связанный с отменой старого и применением новых тенденций. В испанском модерне получили развитие традиции готики и Возрождения, проявились лучшие достижения традиционных испанских техник и технологий. Испанский модерн носит собственное имя La Renaixença (Возрождение), так что в данном случае «модерн» – это скорее возврат к традициям и историческим цитатам, их переосмысление и воплощение в новом контексте. А Реус – малая родина архитектора Гауди.


Открыв для себя Реус в свой третий визит в Испанию, за две недели я побывала там три раза, что для насыщенной культурными соблазнами страны очень показательно. Притом что в профессиональной деятельности мои предпочтения лежат в русле если уж не чистого минимализма, то функционализма, изредка приправленного эклектикой для пикантности. Но не поддаться очарованию этого города оказалось просто невозможно.


При общей площади около 53 кв. км Реус имеет привлекательную центральную часть размером всего 2 на 2,5 км с исторической трехэтажной застройкой. Дома стоят так тесно друг другу, что одно здание иногда имеет фасад в одно окно. Так что, пройдя пешком по узким улицам, можно разглядеть в подробностях каждое. И почти каждое окажется шедевром! И неудивительно, ведь в Реусе творил один из величайших испанских представителей модерна Луис Доменеч-и-Монтанер.


Парадоксально, но в родном городе Гауди нет ни одного спроектированного им здания. Однако родина помнит своего гениального сына – здесь создан прекрасный интерактивный музей Гауди, занявший свое место на главной площади. И это единственное современное здание в исторической части города.


Самое потрясающее в Реусе – его соразмерный человеку масштаб, когда пластика каждого фасада воспринимается одновременно и в деталях, и в целом. Только архитектор может понять, насколько это приближено к невозможному…


Это окна и стены, богатейшая кирпичная кладка и декор, мозаика и лепнина, кованые решетки и резьба по камню. Это одновременно миниатюрность и величие, история и современная жизнь.


Реус – это любовь с первого шага…


Архитектор Юлия Удалова